Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС 77-60096 от 10 декабря 2014 года.
Издается с 1995 годаТелефон редакции: (495) 504-21-87

Drupa 2016
Drupa 2016
Отраслевое соглашние

(НП№13-14 / июль 2008)

Наша цель-поточное производство книг

В рейтинге полиграфических предприятий федерального уровня ОАО «ИПК «Ульяновский Дом печати» уже давно занимает первые места по выпуску книжной продукции в листах-оттисках. Каким трудом это достигается? Совсем недавно «Ульяновский Дом печати» был областной типографией, где работало 260 человек, и печатали в основном газеты и бланки. Сейчас это современный издательско-полиграфический комплекс с численностью работников 1500 человек. В 90-е годы, уже в рыночных отношениях, генеральный директор Юрий Ефимович Вихалевский поставил задачу технического перевооружения и создания современного книжного предприятия, которое в то же время продолжало бы выпускать газеты, этикетки, журналы. Сегодня такое предприятие не только создано, но оно является в стране лидером в выпуске книжной продукции. Какие новые задачи стоят перед «Ульяновским Домом печати» и каковы пути их решения, нам рассказал в интервью генеральный директор Юрий Ефимович Вихалевский.

НП: Юрий Ефимович, расскажите немного об истории издательства. С чего начинался «Ульяновский Дом печати»?
Ю.В.:
Мы начинали как типография областных газет. В 1975 г. был построен корпус для печатания централизованной печати: центральных, областных, городских газет. В 90-е годы мы поставили задачу развивать книжное производство. В этот период книжный рынок России переживал небывалый подъем. Но полиграфических мощностей не хватало. К нам обратилось одно московское издательство с предложением печатать книги. Я сказал, что у нас уже есть такая мысль, но пока нет возможностей, но мы будем обязательно развивать производство книг. Вскоре нам были отправлены материалы: бумага, переплетный картон, бумвинил. Это под- толкнуло нас к оперативному изыскиванию возможностей печатать книги. Первые машины, которые мы приобрели, были ролевая и ниткошвейная. Все остальное делалось пооперационно.

НП: Какие наиболее значительные изменения произошли за эти годы?
Ю.В.:
Областная газетная типография численностью 260 человек за этот период времени благодаря собственным инвестициям и грамотной кредитной политике превратилась в крупный полиграфический комбинат, выпускающий более 7 млн экземпляров книжно-журнальной про- дукции в месяц. И это с учетом, что начинали мы, не имея никакого необходимого операционного оборудования для изготовления книг по сравнению с другими книжными типографиями, имевшими в то время необходимое печатное оборудование и книжные линии. За этот напряженный период был подготовлен штат квалифицированных управленцев, специалистов и рабочих, приобретено современное высокопроизводительное оборудование. В настоящее время мы идем поэтапно к поточному производству, выполняя все задачи. Мы полностью перешли на систему CtP, монтируется вкладочно-швейно-резальный агрегат ВШРА производства Японии. В плане – приобретение самой современной поточной линии по изготовлению книг твердого переплета.

НП: Юрий Ефимович, ваше предприятие постоянно занимает первые места в рейтинге предприятий по выпуску книжной продукции. Какие другие направления Вы считаете приоритетными?
Ю.В.:
Раньше мы были универсальным полиграфическим предприятием и печатали газеты, бланки, этикеточную, изобразительную продукцию, журналы, книги, выпускали собственную продукцию (календари, товары культурно-бытового назначения), то есть работали во всех секторах полиграфического рынка. Мы были монополистами в своем регионе по печати газет, этикеток и бланочной продукции. Чтобы успешно существовать в рыночных условиях, нужно гибко менять структуру производства с учетом постоянно меняющейся ситуации на рынке. Со временем, в силу разных причин, печать этикеток и бланков стала нерентабельной. В соответствии с требованиями и условиями рынка мы пришли к тому, что необходима более узкая специализация. Упор делается на три более рентабельных основных направления: производство газет, книжной продукции, товаров культурно-бытового назначения. В эти секторы мы стараемся инвестировать более активно. Для реализации собственной продукции, а также продукции издательств-заказчиков организована оптово-розничная торговая сеть, которая дает предприятию дополнительные преимущества. В последние годы в городе появляются все новые и новые предприятия розничной торговли. Мы считаем, в этих условиях более выгодным развивать оптовые поставки собственной продукции, которые только за последний год выросли на 18%. Мы сотрудничаем с партнерами из более чем 40 регионов России.

НП: «Ульяновский Дом печати» приобретает много полиграфического оборудования. Какие задачи стоят сейчас в оснащении производства?
Ю.В.:
Нам приятно, что в рейтинге по книжной продукции мы находимся на передовых позициях. Но чтобы наша продукция была востребована, чтобы мы сохранили своих издателей, чтобы наши сотрудники имели зарплату на должном уровне, мы должны выполнить основные задачи – это автоматизация и поточное производство. Мы уже внедрили много новых технологий. Начали с формных процессов.
Я доволен, что здесь мы добились серьезных и крупных успехов. У нас используется система прямого вывода офсетных форм – CtP. Поскольку мы выпускаем много книг, наша основная задача – иметь произво-дительные печатные машины. В настоящее время идет обновление печатного парка. В прошлом году мы установили две ролевые машины, в этом году мы приобретаем в ООО «ЛИТЭКС» (Рыбинский завод полиграфических машин) новую машину «Книга-84», на следующий год заказали офсетную ролевую печатную машину «Книга-70». Недавно приобрели современное оборудование для печати полноцветных обложек — многокрасочные печатные листовые машины Roland. Приобретены высокопроизводительное оборудование для производства книг в интегральном переплете и книг с загибкой клапанов, поточная линия для производства книг в твердом переплете Kolbus. Наша задача – перейти на современные производительные машины, позволяющие повысить эффективность производства. Мы чувствуем, что рынок все больше заказывает малотиражные книги. Поэтому мы переоснащаемся так, чтобы более оперативно можно было изготавливать книги малых тиражей. Мы с этого начинали, от 500 экз. и до 50 тыс. экз., и мы продолжаем принимать заказы малых тиражей. Сейчас мы начали новый этап технического перевооружения — полная автоматизация и поточное производство на нашем предприятии. В настоящее время вводится в эксплуатацию высокоскоростной вкладочно-швейно-резальный автомат OSAKO Tener-L (Япония) – новейшая модель оснащена устройствами для контроля качества, автоматической переналадки на формат. Этот ВШРА приобретен с выставки drupa-2008 и впервые представлен в России. Мы ставим задачу, чтобы были производительные линии от начала процесса до упаковки. Чтобы в цехе не стояли поддоны с полуфабрикатами и готовой продукцией, а все изготовление книг проходило на потоке. Предстоит задача построить поток так, чтобы полуфабрикаты пришли на линию и с линии готовая книга – сразу на склад. Сейчас многие приходят к нам на производство и удивляются, как мы на таких площадях умудряемся выпускать столько продукции. Это потому, что мы все время совершенствуем потоки. И скоро будет так, что имеющихся площадей нам будет много. Книга должна выходить с линии и направляться сразу на склад. Мы стремимся, чтобы на складе продукция не задерживалась. Ежедневно до 10 машин уходят со склада с готовой продукцией в Москву и другие города. И склад так же, как и производство, работает в три смены. Погрузка начинается уже в 7 часов утра. Со склада тут же в машину, а машина идет к заказчику. Если делать по-другому, надо иметь большие площади складов, а зачем? Пусть издатель эту книгу продает и платит нам деньги.

НП: На всех полиграфических предприятиях остро стоит вопрос наличия и подготовки кадров. У вас есть такие проблемы?
Ю.В.:
Одна из главных причин, почему надо развивать поточное производство, – рабочая сила. К сожалению, люди идут в бизнес, стараются заниматься другими направлениями на рынке. На- учить машиниста поточной линии, машиниста резальной машины, машиниста линии бесшвейного скрепления не так-то просто. Люди смотрят, что за ту же зарплату можно найти более легкую работу. Поэтому мы сейчас ставим задачу приобрести оборудование более современное, производительное, поточное, с компьютерной системой управления, чтобы можно было пригласить грамотного оператора, чтобы ему было интересно и он мог бы оперативно, зная компьютерную технику, делать эту работу. Уже несколько лет, как мы поставили эту задачу и ведем работу, направленную на поточное производство. Это направление должно обеспечить возможность сокращения рабочей силы на производстве, увеличение производительности труда, и чтобы труд был более интересный.  Наша задача – обеспечить сотрудникам достойную зарплату, и чтобы их труд был более производительным, оптимизировать все производство. Если у нас раньше были проблемы, узкие места, нехватка оборудования, то сейчас у нас имеется полный комплекс оборудования для выпуска книг. Сегодня стоит задача выхода на самые современные технологии, на самые современные поточные линии. Я видел за рубежом такие предприятия, где у нас работают 100 человек, там справляются 10. Сейчас мы ставим задачу выйти на такой уровень, и я думаю, что с нашим коллективом мы этого достигнем. У нас много ответственных людей, и с ними можно ставить такие серьезные задачи. А нехватка кадров должна компенсироваться новыми технологиями. В «Ульяновском Доме печати» была организована «Школа подготовки кадров», где проходит курс обучения каждый работник, принятый на работу и не имеющий полиграфической специальности. В «Школе» разработаны специальные учебные программы для каждой специальности, для каждой группы. Преподают в «Школе» ведущие специалисты предприятия, имеющие полиграфическое образование и работающие в этой отрасли много лет. Все обучение занимает 3–6 месяцев. В 2007 г. в «Школе» обучались рабочим профессиям 305 человек. В 2008 г. Комитет по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области вновь выдал предприятию лицензию на право осуществления образовательной деятельности по полиграфическим профессиям. Для работников среднего звена созданы условия для получения заочного образования. Многие учатся в Самарском издательско-полиграфическом колледже, на курсах повышения квалификации. С 2005 г. «Ульяновский Дом печати» успешно сотрудничает с ООО «Студенческий трудовой отряд». С помощью студентов этой организации частично решены кадровые проблемы на неквалифицированных работах, не требующих специальной подготовки. Практически на базе областной типографии создан профессиональный коллектив полиграфистов.

НП: Юрий Ефимович, я знаю, что Вы уделяете много внимания работе с заказчиками, предприятие имеет стабильную загрузку, увеличивает объемы производства. Что Вы считаете в работе с заказчиками главным?
Ю.В.:
В наше время большое значение имеют постоянные заказчики. У нас есть более 3-х десятков издательств, с которыми мы работаем на постоянной основе. В то же время мне всегда приятно, даже имея стабильную загрузку, находить новых издателей. Это всегда интересно: новые отношения, новые работы, новые форматы. Пусть небольшое, развивающееся, но надежное издательство. Мне приятно, что нас знают, к нам приходят. Я стараюсь уделить им внимание, и как только мы начинаем работать, у нас складываются долгие партнерские отношения. Некоторые издательства с целью качественного изготовления продукции, ссылаясь на недостаток мощностей и высокую стоимость полиграфических услуг в России, размещают заказы за рубежом. Я думаю, они серьезно ошибаются. В России уже достигается качество не хуже зарубежного. Нужно работать на книжном рынке разумно, цивилизованно, доход распределять пропорционально затратам. И я рад, что многие издатели разделяют мою точку зрения.

НП: Вы имеете в виду взаимоотношения издателей, полиграфистов и книжную торговлю? Раскройте подробнее свой взгляд наэту тему.
Ю.В.:
На книжном рынке три основных игрока: издательства, полиграфические комбинаты, книжная торговля. Я с уважением отношусь ко всем партнерам, их труду, но – и это не только мое мнение – оплата полиграфических услуг и распределение доходов не всегда справедливы. В настоящее время затраты на распространение книжной продукции очень высокие, так как каждое издательство занимается самостоятельно распространением своей продукции. Я считаю, чтобы снизить затраты по распространению книг, этим должны заниматься дистрибьюторские компании, как это делается в Швеции, Германии и других западных странах. Ведь даже советское время была более организованная система распространения: централизованные базы, «Союзпечать» и т.д. Я думаю, в ближайшие годыпроизойдут изменения как в сторону оптимизации затрат на производство полиграфической продукции, так и создания и расширения полностью автоматизированных дистрибьюторских центров.

НП №13-14, июль 2008


Возврат к списку

Copyright 2016, «Новости Полиграфии»