Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС 77-60096 от 10 декабря 2014 года.
Издается с 1995 годаТелефон редакции: (495) 504-21-87

Drupa 2016
Drupa 2016
Отраслевое соглашние

(НП №6 / июль-август 2010)

Другого информационного ресурса в отрасли пока нет…

Б.А. Кузьмин, президент Межрегиональной ассоциации полиграфистов

Стало традицией, что журнал «Новости Полиграфии» публикует развёрнутые материалы о том или ином полиграфическом предприятии страны. Как правило, это связано с юбилейными датами или определёнными достижениями в жизни трудового коллектива предприятия. Трудно переоценить значение этих публикаций. Перелистывая журналы, по этим статьям или интервью можно восстановить всю историю развития отечественной полиграфии, значимость и вклад той или иной типографии в общее печатное дело, вспомнить всех тех профессионалов, которые обеспечивали прогресс в отрасли.

Работа каждой типографии сегодня представляет интерес
С годами перечень «именинников» прессы значительно менялся. Если раньше превалировали столичные предприятия, то в последнее время больше уделяется внимания региональным типографиям. Кто сегодня вспомнит московские типографии «Правда», «Красный пролетарий», «Искра революции», Санкт¬Петербургское объединение «Типография им. Ив. Фёдорова», публикации о которых некогда не сходили со страниц журналов. В наши дни мы уже с большим интересом читаем материалы о типографиях «Пушкинская площадь», «Первый полиграфический комбинат», «Ульяновский дом печати», «Санкт-Петербургской Образцовой типографии», Полиграфическом комплексе «Советская Сибирь», Тверском комбинате «Парето­Принт» и многих других. И это понятно. За последнее десятилетие в отечественной полиграфии произошли кардинальные изменения. По последней переписи полиграфических предприятий, которую осуществила Межрегиональная ассоциация полиграфистов в 2008 году по заданию Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, в стране функционирует более 7,5 тыс. типографий разного масштаба и специализации. В каждом регионе среди сотен предприятий были выделены ведущие типографии, исходя из критериев объёма производства, численности, величины активов. Но, естественно, это весьма условное деление. На современном рынке полиграфических работ каждое предприятие представляет собой самостоятельный субъект, и его значимость определяется совсем другими критериями. И поэтому работа каждой типографии сегодня представляет интерес для всего полиграфического сообщества и, следовательно, является потенциальным объектом для профессиональной прессы.

И это необходимо подчеркнуть, так как другого, к сожалению, информационного ресурса в нашей отрасли пока нет.

Системный кризис
Важность систематических публикаций о состоянии, работе и перспективе развития полиграфических предприятий, функционирующих в разных секторах рынка и базирующихся в разных регионах, учитывая возрастающую зависимость полиграфии от глобальных изменений на рынке печатной продукции, с каждым днём возрастает. Будущее материально­технической базы полиграфии неразрывно связано с будущим печатных СМИ, книгоиздания и изменениями в сфере производства упаковочной печатной продукции.

По данным Росстата, падение производства в издательско­полиграфическом комплексе на конец 2009 г. составило 25%. Кризис ударил по полиграфии значительно сильнее, чем по другим обрабатывающим отраслям промышленности. Такого в истории ещё не было – полиграфия всегда работала достаточно эффективно. Кризис 2008–2009 гг. только обнажил проблемы: системный кризис в этой сфере деятельности наблюдается уже многие годы. Проблема в постоянном превышении предложения над спросом. В последнее время появилось множество полиграфических предприятий, и такое бурное развитие полиграфии не соответствовало общему направлению развитию рынка печати. Это не могло не сказаться на эффективности использования производственных мощностей и не отразиться на рентабельности предприятий. Общеизвестно, что эффективность высококонкурентных отраслей находится на очень низком уровне. В полиграфии наибольшую выгоду получает потребитель, т. е. издательства, поэтому ценовой фактор не способствует решению задач по повышению рентабельности полиграфического производства. Кризис всё расставил по своим местам.

Подумаем о будущем
Прежде чем говорить о будущем, нужно отметить, что спад в экономике выявил ещё одну негативную вещь – предшествующий кризису издательский бум, ввёл отрасль в «заблуждение». В эти годы полиграфические предприятия подверглись глобальной модернизации, внедрялись новые мощности, хлынул мощный поток инвестиций. Всё это в 2009 г. негативно отразилось на эффективности производства: мощности остались незагруженными, а перспективы стали очень и очень неопределенными. Кредиты за оборудование тяжёлым экономическим бременем легли на плечи полиграфических предприятий, окупить эти затраты очень непросто.

Что же нас ждёт в будущем? Если провести небольшой ретроспективный анализ, то периоды времени, за которые происходили радикальные изменения в полиграфии, отличались друг от друга на порядок. Со времени основания печатного дела прошло 500 лет. Сначала это был металлический набор и монополия высокого способа печати, 50 лет господства фотонабора и фоторепродукционных процессов вывели на первое место офсетную печать, и вот начался новый этап: стремительное развитие цифровых печатных технологий теперь будет сказываться на характере развития полиграфии.

Серьёзные изменения, происходящие в бизнесе печатных СМИ, книгоиздания и производства печатной рекламы, связанные с всё более широким использованием цифровых платформ, отражаются и на бизнесе полиграфистов. Мы прекрасно понимаем, что интерес к электронным средствам распространения контента будет повышаться, эта сфера наиболее перспективна и получит повсеместное распространение. Можно предположить, что полиграфия превратится в печатно­отделочное производство и займёт своё место в современной системе мультимедиа. Дно кризиса в издательско­полиграфическом бизнесе пройдено, но никто не готов сказать, каким будет этот бизнес. Издатели находятся в поиске новой модели развития, это очень хорошо и важно, т. к. даёт отрасли шанс выйти на новый качественный уровень, но только через 2–3 года можно будет достичь конкретных результатов. Только надо не упустить этот шанс.


Возврат к списку

Copyright 2016, «Новости Полиграфии»