Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС 77-60096 от 10 декабря 2014 года.
Издается с 1995 годаТелефон редакции: (495) 504-21-87

Drupa 2016
Drupa 2016
Отраслевое соглашние

(НП № 6 / март 2006)

Типография “Наука” – династия руководителей

"Производственно-полиграфическое предприятие “Типография “Наука” АкадемИздатЦентра “Наука” Российской академии наук – типография, выпускающая малотиражную научную литературу. Предприятие изготавливает книги в твердом переплете, журналы и брошюры в мягкой обложке, разнообразную полиграфическую продукцию в режиме оперативной полиграфии. Еще несколько лет назад типография имела самый большой в Восточной Европе парк оборудования для горячего набора. Свыше 100 единиц наборных машин “Линотип”, “Монотип”, около 40 рабочих мест для ручного набора: сегодня все это в прошлом. Современные фотонаборные машины, офсетная печать. Высокое качество книг в твердом переплете обеспечивается отличной работой поточной линии “Колбус”. Являясь государственным предприятием, тем не менее типография планирует крупное переоснащение. 

Вот уже 25 лет типографию возглавляет Акрам Джапарович Бобрович, который в этом году отмечает также 50-летний юбилей работы в отрасли. В апреле 1981 года он был назначен директором типографии “Наука”, которую бессменно возглавляет все эти годы. Перемены, происходившие в государстве, перестройка предприятия, решение экологических проблем, связанное с ликвидацией вредного производства горячего набора и высокой печати, обновление технологического процесса в соответствии с современными требованиями – все это выпало на долю директора типографии, и каждый предпринятый им шаг вел к дальнейшему развитию типографии, которой он руководит.  
Среди его достижений имеется и одно особого рода: он вырастил себе достойного помощника, создав династию руководителей-полиграфистов. Сегодня директором по производству в типографии является сын А.Д. Бобровича Борис, как и отец, технолог полиграфического производства, успешно перенимающий у отца опыт и знания. 
О том, чем сегодня живет предприятие, каким видит его будущее бессменный на протяжении четверти века директор, и о своем взгляде на преемственность поколений рассказал Акрам Джапарович Бобрович. В беседе принял участие Борис Акрамович Бобрович. 

НП: Акрам Джапарович, “Типография “Наука” всегда была предприятием особенным. Она принадлежит Академии наук. Насколько велика доля академических изданий в общей загрузке типографии? 
А.Б.: Сегодня эта доля составляет около 49%, а раньше типография была загружена академическими заказами на 80%. Я считаю, что сегодняшняя цифра – это показатель отношения государства к Российской академии наук и науке вообще. Речь идет не о степени свободы, а о степени своевременного отражения тех научных достижений, которые имеются в государстве. Минфином России средства выделяются только на научные журналы, выпуск книг резко сокращается. Что касается количества названий по журналам, оно не уменьшилось, даже увеличилось, появились новые издания. Сейчас у нас печатается около 130 журналов с разной периодичностью, от 4 до 12 в год. Однако их тиражи упали, средний тираж составляет около 0,6 тыс. экземпляров. 
Но мы дополняем загрузку заказами других издательств. С нами ежегодно работают около 100 издателей. Со всеми мы имеем тесные контакты. Каждый год празднуем с издателями День открытых дверей (в этом году была Масленица), чтобы в непринужденной обстановке лучше узнать друг друга, подвести итоги работы и наметить планы на будущее. 

Б.Б.: В основном мы работаем с издательствами, которые выпускают научную литературу по  истории, философии, экономике, культуре, медицине и т.п. Среди сторонних заказчиков около 30 – постоянные. 
Издатели часто заказывают брошюры маленькими тиражами, и поскольку в типографии есть цифровое оборудование, мы можем обеспечить печать издания минимальным тиражом от одной книги. 

НП: Ваша типография была знаменита самым крупным в стране горячим набором. Как проходил переход от высокой печати к офсету? 
А.Б.: В 1992 году было предписание закрыть горячий набор, и был создан наборный центр в издательстве на Профсоюзной, много высокопрофессиональных линотипистов перешло на компьютерный набор. Для издателей это был период перехода на собственный набор, своего рода творческий порыв, а желающие творить и создавать – они создают.
Какие-то промежуточные этапы уже были пройдены, поэтому это был не шаг в неизвестность, а просто следующая ступень. Жизнь так сложилась, такое произошло стечение обстоятельств. 

НП: Достаточно ли имеющегося в типографии оборудования, чтобы выпускать издания на современном уровне, или существуют планы технического развития? 
А.Б.: Имеющееся оборудование и современный уровень – для нас это пока разные понятия. Сейчас необходима цветная печать. Сегодня изменился весь внешний облик академической книги, отменен прежний консервативный подход. Не только внешнее оформление стало более красочным, но и возникла необходимость цветных вклеек, появились многокрасочные журналы. Удельный вес многокрасочной печати сегодня у нас составляет 10–15%. Могло бы быть и больше: многие издания хотят печататься в цвете.  А наше офсетное оборудование отработало свой срок, его возраст составляет более 20 лет, и, конечно, сегодня это становится значительной проблемой. При работе на таком оборудовании, которое физически и морально устарело, обеспечить современное качество очень сложно. Поэтому у нас задача номер один – обновить технику, в первую очередь это относится к печатному оборудованию, внедрению CtP. В ближайшее время мы будем решать этот вопрос. 

Б.Б.: Нам сегодня нужно повышать качество изготовления продукции. Типография готова делать весьма серьезные книги, однако имеющееся оборудование не позволяет. Существует показатель по износу оборудования, и если бы мы не приобрели новую фальцевальную и одноножевую резальную машину, цифровое оборудование, то износ основных фондов был бы на пределе 100%. Мы уже несколько лет создаем различные программы, определяем финансовые составляющие. Конечно, в первую очередь необходима хорошая полноцветная полноформатная машина. У нас стоит полуформатный 4-цветный “Доминант 846”. Сейчас в стадии обсуждения находится коммерческое предложение, предусматривающее довольно большие капиталовложения, и мы для себя поставили задачу, что к 2007–2008 году проект перевооружения должен быть реализован. На протяжении примерно двух лет ведем также переговоры с различными фирмами по оборудованию CtP. Скорее всего, в конце этого года – начале следующего CtP должно появиться у нас в типографии, потому что это скорость, время, улучшение качества, уход от человеческой ошибки и много других преимуществ. Это основные направления. Получено коммерческое предложение по приобретению крышкоделательной машины. В переплетном цехе хорошо работают отделочные линии, черно-белая печать достаточно удовлетворительная, но и они в планах на будущее перевооружение типографии. И руководство как наше, так и вышестоящее понимает: чтобы успешно работать дальше, нужно вкладывать деньги и перевооружаться. Другого пути нет. 
Вопрос о том, на какие средства будет производиться техническое обновление, будет решаться в зависимости от объемов этих средств. Если потребуются небольшие суммы и будет предоставлена рассрочка, мы попытаемся решить вопросы собственными силами. Скорее всего, будем использовать лизинговые схемы, которые сегодня популярны и совершенно доступны. 

НП: Сейчас наступил последний год акционирования и последующей приватизации полиграфических предприятий. Как вы относитесь к этому процессу, считаете его благом или предполагаете, что он создает полиграфическим предприятиям дополнительные трудности? 
А.Б.: Нашей типографии приватизация не грозит, потому что, согласно постановлению Президиума Академии наук, мы являемся частью ФГУП НПО “Издательство “Наука”, куда входит Институт книги и все издательства, типографии и книжная торговля, находящиеся в ведении Российской Академии наук. К существующему Академиздатцентру присоединились Екатеринбург, Дагестан, Ростов-на-Дону, сейчас проходят балансовые комиссии и рассматривается вопрос о присоединении еще ряда городов. Если же говорить о приватизации с точки зрения руководителя неакадемического предприятия, я бы сказал, что все зависит от тех целей и задач, которые ставятся в процессе этих изменений. Если собственник, который покупает предприятие, имеет план для проведения технического перевооружения и изменения технологической цепочки, это хорошо. А если – с целью получения недвижимости, а не организации полиграфического процесса, а такие варианты есть, тогда он делает это в собственных интересах, все зависит только от этого. 

НП: Какова численность работающих в типографии? Как вы готовите работников, обучаете их? 
А.Б.: На предприятии сегодня работают около 300 человек. Есть люди, которые трудятся здесь по 25, 30, 40 лет, есть и новые работники. Средний возраст сотрудников – около 40 лет, а среди руководителей, специалистов и рабочих, занятых на высокотехнологичном оборудовании, он еще меньше. Типография “Наука” – уникальное предприятие. В ней содержится некий консервативный элемент, который заложен в слове “академический”. Эта специфика определяет определенную нацеленность каждого работника. Поэтому, когда берешь молодого человека и вводишь его в жизнь, период адаптации проходит легче, чем у сложившегося специалиста. Переучивать всегда сложнее, чем учить “с нуля”. 
У нашего коллектива достаточно высокий уровень образования: на предприятии трудятся 66 работников с высшим образованием, причем это не только руководители и специалисты, но и рабочие, обслуживающие наиболее сложное оборудование, 59 работников имеют среднее профессиональное, 91 работник – начальное профессиональное образование. В настоящее время 20 человек обучаются в вузах, 5 человек – в техникумах и колледжах. Типография является базовым предприятием для МГУП, МИПК им. Ивана Федорова, полиграфических колледжей, их студенты и учащиеся проходят у нас производственную и преддипломную практику, а выпускники этих учебных заведений составляют кадровый резерв для типографии. 

НП: Сейчас заместителем директора типографии является Ваш сын, сложилась династия. Это хорошо для производства? Насколько Вам легче или труднее работать, когда Вашим заместителем работает сын? 
А.Б.: Безусловно, для дела это хорошо. Сегодня элемент династии рассматривается более правильно с точки зрения развития бизнеса. Дети продолжают наше дело, и они двигаются быстрее, потому что любой отец хочет видеть их не хуже, а лучше себя. Я хочу чтобы мой сын воспринимал жизненные традиции и правильно оценивал события, которые у нас сегодня происходят, не разрушал то, что достигнуто усилиями всего коллектива и лично моим трудом, а совершенствовал и приумножал достижения. Тогда развитие предприятия проходит спокойнее и легче. Изменения в любом масштабе, если они происходят резко, – это плохо для дела. 
Легкости в такой ситуации нет, но есть надежность, которая проявляется на протяжении длительного отрезка времени. Мы можем конструктивно, в полном взаимопонимании решить любые вопросы. Мне интересен его подход, нравится, как он рассуждает. Он, правда, пока еще не научился сдерживать себя, выдержки нет, но это придет со временем. 

НП: Борис, Вы не сразу пришли работать в типографию, попробовали свои силы в других местах. Как давно Вы работаете в этой типографии? 
Б.Б.: Около восьми лет. Я начинал с работы в “Центр HGS”: писал там диплом, после его защиты остался работать в репроцентре, который тогда существовал. Проработал два года и почувствовал, что надо двигаться дальше. Мне предложили попробовать себя в коммерческом направлении, в продажах, однако, на мой взгляд, это совершенно не моя сфера деятельности. Меня всегда тянуло к общению с людьми, к работе с коллективом, и я ушел из HGS в 1996 году. Два года был занят тем, что помогал одному предприятию с размещением заказов на изготовление этикеток. Это было достаточно сумбурное время, а в 1998 году я попал в “Науку”, чисто случайно, потому что не знал, что делать дальше. Как-то раз, забирая вечером отца из типографии, я ему в очередной раз излил свою душу, а он мне сказал – приходи, попробуешь, все получится. Так я начал здесь работать. Проработал помощником печатника примерно полгода, трудился в переплетном цехе. Затем, поскольку у меня высшее образование полиграфиста-технолога, меня перевели в производственный отдел, где я стал работать именно как технолог, потом начал заниматься вопросами диспетчеризации. Через год стал главным диспетчером и пробыл им около двух лет. А дальше началась реструктуризация, меня попробовали в другом качестве: я стал исполнять обязанности заместителя директора по обеспечению производства и безопасности. А буквально полгода назад у нас произошло очередное изменение в структуре, и теперь я назначен директором по производству. 

НП: Какое впечатление произвела на Вас типография, когда Вы пришли сюда работать? 
Б.Б.: Мне сложно об этом говорить, потому что с этой типографией связана огромная часть жизни моего отца, и я знал предприятие давно, ребенком здесь бывал. Все эти цеха, эти переходы – они мне тогда казались такими запутанными. В детстве и юности это была типография, где директором был мой отец и где на каждом шагу было открытие. Это сейчас как дом родной. 
А когда я сам стал здесь работать – по-новому открыл типографию для себя. Что касается производственной стороны, то, придя на работу, я был слишком далек от всего этого, было образование на уровне студента, закончившего институт, только вступившего в жизнь, мало опыта. Сейчас все, конечно, изменилось. Я уже говорил, что люблю работать с людьми, мне нравится работать с коллективом, мне вообще нравится полиграфия как отрасль. Я сегодня стал чувствовать книгу, стал чувствовать печать, поэтому наслаждаюсь полиграфическим производством. Но и управленческая составляющая мне тоже нравится. 

НП: Как на предприятии в наше сложное время решаются социальные вопросы? 
А.Б.: Практически вся социальная сфера ушла, потому что нет возможности ее содержать. Детский сад и пионерский лагерь закрыли. В столовой предприятия остались обеды, которые мы финансируем за счет прибыли, приобретаем путевки в лагеря для детского отдыха, путевки для рабочих, отмечаем юбилеи, дни рождения, оплачиваем больничные листы, оказываем материальную помощь по болезни. И еще одно, что, я считаю, мы правильно делаем, – каждый год в мае (в 2006 году это будет 11 мая) мы проводим встречу с ветеранами типографии, накрываем столы человек на 140–150. Люди приходят, встречаются, это работники типографии всех поколений, им и 65, и 80, и 85 лет. На эти встречи приглашаем и кадровых рабочих, которые сейчас трудятся в типографии. Этим закладывается уважение к тем людям, кто вложил свой труд в наше производство. Это воспитательная работа для молодых. 

НП: Вы работаете на государственном предприятии. Видите ли Вы в этом какие-то преимущества или недостатки? 
А.Б.: Я всю жизнь проработал на государственном предприятии, а в развитие этой типографии вложил такую значительную часть себя, что мне трудно отвечать на такой вопрос. Может быть, Борису, как представителю молодого поколения, проще ответить на него. 

Б.Б.: Для меня частное и государственное – это два различных института, их содержание совершенно разное. Хотя сегодня многие государственные предприятия успешно внедряют в себя всевозможные формы управления и ведения хозяйства, которые присущи коммерческому предприятию, и становятся более сильными, более мощными. Но, конечно, культура и быт, психология совсем другие, потому что, если я не ошибаюсь, управленцы на госпредприятиях, которые сейчас акционируются либо подлежат акционированию, это в основном люди эпохи 60–70-х годов, прошедшие управленческую школу прошлых лет. Коммерческие предприятия, которые создавались совсем недавно, более молодые – там немного другие люди и финансы другие. Что-то плохо, что-то хорошо... 
Мне кажется, что, к счастью, Акраму Джапаровичу удалось в нашей типографии создать своего рода симбиоз, потому что наряду с администрированием, четкостью, которая присуща государственным предприятиям мы вводим новые формы совершенствования труда, идем по пути повышения экономической эффективности. 

НП: Акрам Джапарович, Вы счастливый человек? 
А.Б.: Безусловно, счастливый. Во-первых, я счастлив в работе. Это третье предприятие в моей жизни, где я являюсь руководителем, и, в общем-то, “Наука” – это мое последнее творение. За последнее время были лестные предложения перейти на более высокооплачиваемую работу, однако я отказался. Здесь я знаю всех, все знают меня. Еще недавно я практически все время проводил в типографии, дом был просто местом для ночлега. Сейчас все несколько изменилось, потому что появился маленький ребенок, и все равно значительная часть жизни проходит здесь. Безусловно, вложено много сил, и я хочу надеяться, в какой-то степени это предприятие является, как и для меня, семьей для всех, работающих здесь. 

Историческая справка
Специфика работы “Производственно-полиграфического предприятия “Типография “Наука” АкадемИздатЦентра “Наука” Российской академии наук издавна заложена в обеспечении потребностей Академии наук в выпуске научных книг и периодических профилированных академических журналов. Выпускаемая печатная продукция имеет свой особый стиль и отличается от других изданий большим количеством иллюстраций, графиков, таблиц, формул, что представляет значительную сложность как для редакционной подготовки, так и для полиграфического воспроизведения. 
В сентябре 1922 года на базе здания платочной фабрики была создана типография им. Лаврова – прародитель ныне существующего предприятия. Название, профиль и ведомственная принадлежность типографии менялись несколько раз, пока в январе 1945 года предприятие не было передано Академии наук СССР.     Сегодня это современное полиграфическое производство, которое является одним из крупнейших в отрасли и выпускает ежегодно свыше 2,5 тыс. наименований книг и журналов общим тиражом более 4 млн экземпляров, отражающих важнейшие достижения фундаментальной и прикладной науки. Типография расположена в муниципальном районе “Арбат” Центрального административного округа. В центре столицы очень мало промышленных предприятий, тем более в районе улицы Арбат с ее историческими зданиями, музеями, театрами, памятниками старины. Естественно, необходимо было многое сделать, чтобы превратить типографию в современное производство и заслужить право находиться в центре города. Это свое право типографии пришлось доказывать напряженным трудом. Сегодня являются бесспорными достижения предприятия в области выполнения экологических требований Правительства Москвы. 
К началу 1992 года в типографии было ликвидировано вредное производство. На смену старой наборной технике и высокой печати пришло современное электронное и фотонаборное оборудование для изготовления фотоформ, внедрена технология цветоделения, цифровые печатные технологии. Применение технологии цифровой печати позволило значительно снизить затраты времени на изготовление академических журналов. Уже два года в типографии успешно функционирует локальная сеть, что позволило усовершенствовать управление производством и сократить время на технические расчеты. 
Еще полтора десятилетия назад типография выглядела как обычное промышленно-полиграфическое предприятие, и нужно было проделать огромную работу, чтобы преобразовать здание с учетом современных требований к внешнему облику и внутреннему содержанию помещений. За короткое время предприятие преобразилось, был построен новый административный корпус, примыкающий к основному зданию. Производственный комплекс типографии и сегодня выглядит снаружи как классическое фабричное здание старой постройки, однако он капитально отремонтирован, в нем установлена система  очистки воздуха, самые современные системы пылеудаления и прессования отходов, окружающая территория заасфальтирована, на ней разбиты цветники и газоны. Теперь типография стала культурным центром для проведения различных форумов, съездов, конференций, встреч. В предвыборные кампании здесь всегда располагается избирательный участок №1. За последние годы в стенах типографии побывали руководители государства и столицы, Российской академии наук, административного округа и района. В помещении типографии часто проводятся мероприятия общерайонного значения.

НП № 6, март 2006


Возврат к списку

Copyright 2016, «Новости Полиграфии»