Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС 77-60096 от 10 декабря 2014 года.
Издается с 1995 годаТелефон редакции: (495) 504-21-87

Drupa 2016
Drupa 2016
Отраслевое соглашние

(НП №7, апрель 2007)

«Печатный двор»: очередная маленькая революция

После запуска в работу по изготовлению тиражной продукции в октябре прошлого года машины Lithrone 444SP фирмы Komori для одновременной двусторонней печати ОАО «Печатный двор» им. А.М. Горького наполовину своих мощностей стало типографией по выпуску полноцветной продукции. Всего год назад «Новости Полиграфии» писали о намерениях типографии в техническом переоснащении. За этот год произошли большие изменения. Оправдались надежды в отношении печатной машины Komori – осуществилась возможность цветной печати на тонких бумагах книг, детских и взрослых журналов. Появилось новое оборудование по послепечатной обработке. Год назад были планы – теперь они реализованы, все работает. Редакции журнала «Новости Полиграфии» было интересно посмотреть на эти изменения и рассказать о них своим читателям, и вот мы снова на «Печатном дворе».

Препресс   
CtP в типографии работает еще с прошлого года. Для удобства работы с клиентами основная часть цеха допечатной подготовки – препресс-студия – переехала в другое помещение. И теперь все подразделения типографии, которые работают с клиентами, сгруппированы в одном месте – на двух этажах административного здания. Это и технологи, и главный технолог, и менеджеры, которые принимают заказы, и препресс-студия, где на предприятии начинается работа с издательскими материалами. Препресс-студия оборудована на современном уровне: решены проблемы с расстановкой рабочих мест, закуплена техника, более мощные компьютеры, освоен новый крупноформатный плоттер. И, конечно, отработано четкое взаимодействие участков – производство – в одном корпусе, а прием и допечатная обработка заказов – в другом. 300 метров отделяют участок препресс-студии и непосредственный участок изготовления печатных форм, но проблем с передачей файлов и выводом форм нет. Как это устроено? Во-первых, использованы оптико-волоконные линии и локальная компьютерная сеть, объединяющие все предприятие. Второй фактор – Интернет, с помощью которого даже находясь в другом городе, можно с компьютера на своем рабочем месте решить необходимые вопросы. Это очень удобно, когда все службы, работающие с клиентами, сосредоточены в одном месте. При этом клиент может зайти на участок препресс-студии и посмотреть электронный монтаж печатной формы, подписать цветопробу или обсудить технологические особенности выполнения заказа. Здесь же можно сразу обсудить новую цену, упростив или усложнив заказ, и т.п. Дополнительно к указанным службам на первом этаже разместился отдел бумаги, который тоже недавно переехал поближе к клиентам, чтобы уменьшить их время на все проводимые согласования. Сейчас в препресс-студии работают 7 монтажистов и 1 препресс-инженер, – это новая должность для специалиста, через которого проходят все производственные заказы. Он занимается их проверкой, сепарированием, цветокоррекцией, небольшой доработкой, если это необходимо. Все монтажисты прошли обучение здесь же, на предприятии – частично это специалисты ручного монтажа. Когда готовились к переезду, было много споров – подготовка спусков полос отрывается от вывода CtP-форм. Пришлось генеральному директору Сергею Викторовичу Владимирову применить силовое решение, и сейчас все специалисты считают, что все сделано оптимально, потому что работать стало легче на каждом этапе. Не все издательства были готовы к работе по CtP-технологии. О работе по-новому их предупредили заранее, но при таком размещении служб и отделов все сложные вопросы решаются как раз до стадии вывода форм. И уже можно констатировать, что свыше 92% форм изготавливаются по технологии CtP. Все цифровые цветопробы выполняются на новом плоттере. Сейчас прорабатывается вопрос о том, чтобы полностью перейти на CtP, а изготовление форм по пленочной технологии закрыть окончательно. «Новости Полиграфии» уже писали в своих прошлых публикациях, что генеральный директор, член совета директоров ОАО «Печатный двор» им. А.М. Горького С.В. Владимиров сумел собрать на предприятии сплоченную команду высококвалифицированных специалистов, которые часто первыми среди коллег по отрасли внедряют новые технологии в полиграфии. К слову сказать, это всегда было свойственно «Печатному двору» во все эпохи его деятельности. Специалисты предприятия также постоянно обновляют и модернизируют программное обеспечение, которое получили вместе с CtP, ведутся исследования в направлении улучшения этой технологии, и к тому же, планируется приобретение второго CtP. Последние несколько лет «Печатный двор» постоянно усовершенствует все стадии изготовления печатной продукции.

Типография в типографии
С пуском новой печатной машины резко возрос объем послепечатных работ. Это сортировка, резка, фальцовка. Поэтому в линию с Komori работают две новые фальцевальные машины. Komori оказалась лучше всех ожиданий по времени приладки и по печати. Ее производительность на малых тиражах отличается от производительности односторонних листовых машин больше, чем в три раза. Она сочетает несколько печатных процессов сразу. Весь цикл печати листа с двух сторон уместился в одной машине в один прогон. При этом есть еще один немаловажный фактор. Komori работает так, поскольку имеет постоянную загрузку, особенно в последнее время – это непрерывная работа, кроме тех промежутков времени, которые отводятся на техническое обслуживание. На «Печатном дворе» устроили производство так, что и Komori, и новые фальцевальные, и резальная машина вместе со складом листовой бумаги находятся на одной линии, последовательно и согласно технологии обработки. При этом выше этажом над ними находится участок вывода CtP-форм в прямой близости от нового лифта, который служит для их доставки на машину. Получается типография в типографии, с минимальной логистикой: на входе – листы бумаги, на выходе – сфальцованные для брошюровки тетради. Минимум операций и потерь времени на перемещение полуфабрикатов. И все это находится в единой системе климат-контроля – автоматической регулировке температуры и влажности.

Печать
Главной частью грандиозного технического плана перевооружения типографии на «Печатном дворе» считают установку печатной машины Komori Lithrone 444 Super Perfector. Машина работает полгода, и специалисты предприятия постоянно узнают на практике все особенности машины и проводят тестирование по использованию бумаг, красок, всех расходных материалов. Высокого контраста печати и стабильного показателя растискивания печатающего элемента можно добиться только при жестком соблюдении дисциплины труда, культуры печати и при использовании материалов, соответствующих нормам и стандартам качества. В первую очередь нормам и стандартам должна отвечать бумага. Тиражи выполняются на офсетной и мелованной бумагах, но офсетная не должна пылить. Излишнее пыление приводит к дополнительным смывкам форм. Во-вторых, поскольку бумага с двух сторон испытывает воздействие увлажняющего раствора, ее повышенная деформация создает проблемы приводки. На качество печати на этой машине может повлиять даже различная влажность листов бумаги внутри одной стопы. И этот фактор присутствует, как на мелованных, так и на офсетных бумагах. При односторонней печати на других листовых машинах различная влажность бумаги не оказывает такого сильного влияния на результат печати. На «Печатном дворе» считают, что это не связано с конструкционными узлами машины, это проблемы качества материала, который приходится использовать в типографии. «К сожалению, производимая в России бумага в большинстве случаев пониженного качества. По всей видимости, – говорят специалисты типографии, – бумажные фабрики экономят, сокращая или вообще, исключая некоторые технологические циклы обработки бумаги. Так, скажем, отсутствие достаточной проклейки приводит к тому, что типография получает на вес товар, который на достаточно высокий процент состоит из пыли. Это похоже на то, как в советские времена, взвешивая при продаже колбасу, старались завернуть ее чуть ли не в картон». Сама система автоматического смыва и установки форм требует повышенной точности работы печатника, и здесь, конечно, иногда бывает сбой. Этот сбой не приводит к остановке производственного процесса, но при этом увеличивается количество времени перехода с тиража на тираж примерно на 5–6 минут. Минимальные потери объясняются тем, что печатники научились быстро доводить установку форм вручную. В целом, возложенные на машину ожидания – ее производительность, качество печати, надежность работы – оправдали себя полностью. Приступив в октябре к самостоятельной работе на Komori, на ней отпечатали 5 млн. краско-оттисков. Сейчас, в апреле уже сделано более 17 млн. Управление производством На «Печатном дворе» создается собственная программа управления производством. В ее основу положена предложенная генеральным директором С.В. Владимировым вариационная технологическая схема. Это новый принцип, новая математическая модель описания производства, позволяющая достаточно гибко описывать, а затем осуществлять управленческие бизнес-процессы в любой типографии – от типографии с одной машиной до такой крупной, как «Печатный двор». С.В. Владимиров говорит: «Если все будет, как мы планируем, то «Печатный двор» обязательно представит для покупки свою MRP на «Полиграфинтере-2007». Внедряется и отлаживается эта программа под руководством заместителя главного инженера по допечатному и электронному оборудованию Г.П. Пушкина. На протяжении менее двух лет в этом проекте принимают участие специалисты разных уровней. Это и штатные программисты предприятия, и программисты, специально приглашенные для этой работы, постановщики задач, менеджеры и руководители отделов и производств. Уже проделана колоссальная работа. В результате их труда выстроена математическая модель всего производства, что качественно отличается от любых других программ этого направления. Описан каждый элемент, из которого состоит заказ, учитывающий самые, на первый взгляд незначительные процессы. Все введено в программу. «Это затратная часть для предприятия – делать самостоятельно такую программу, – рассказывает главный инженер «Печатного двора» С.В. Федько, – но делать такую программу несамостоятельно невозможно вообще. Никто лучше рабочего или специалиста не знает все особенности определенного процесса. Да и выполнять ее силами сторонних экспертов с привлечением какой-либо фирмы, конечно, значительно дороже. Немецкие программы по управлению производством подходят только для управления немецким производством. Значит надо переделывать их под свои задачи, а это всегда дороже, чем сделать новое, да и не всегда возможно». Программа дает возможность при диалоге менеджера с клиентом, в долю секунды узнать о производственном заказе абсолютно все. В какой день его примут на печать и на какой машине будут выполнять, сколько времени потребуется на вывод форм, когда нужно закупить клей в соответствующих количествах, сколько рабочих дополнительно вывести во вторую смену в брошюровочно-переплетном производстве, какая бригада будет фальцевать листы, когда готовый тираж будет сдан, в какой день и в какое время тираж поступит в экспедицию. Программа описывает все производство насквозь на всех уровнях. Причем, один и тот же заказ можно изготовить несколькими способами. Идеология этой программы такова, что она просчитывает их все и выбирает оптимальный вариант. Программа выполняет моделирование производства: показывает текущее состояние оборудования, его загрузку, наличие материалов. С.В. Федько продолжает: «Боюсь пока прогнозировать время ее запуска в полноценную коммерческую эксплуатацию. Но, судя по тому, сколько труда в нее вложено, и какие результаты можем получить, это очередная маленькая революция».

Позиционировать себя в изменяющемся мире
Интервью с генеральным директором, членом совета директоров ОАО «Печатный двор» им. А.М. Горького С.В. Владимировым

НП: Сергей Викторович, всего год назад многое из того, что сейчас есть на предприятии, еще только планировалось. Что Вы можете сказать о том, что сейчас происходит на «Печатном дворе»?
С.В.: Наш выбор переоснащения производства оказался правильным. Мы выполнили поставленные задачи и постепенно выходим на сегмент рынка, который раньше был не свойственен «Печатному двору», на сегмент рынка с более высокими стоимостями и более интересной экономикой. Это и журналы, и цветные книги, которые мы имеем в качестве загрузки пока, может быть, не в том объеме, как хотелось. Но у нас много нового. К примеру сказать, используя возможности Lithrone 444SP, в том числе и печать на тонких мелованных глянцевых бумагах, мы уже изготовили заказы на бумаге плотностью 65 г/м2. Самое главное «Печатный двор» перестал быть «чернушной» типографией. Мы все больше становимся, и уже примерно на 50% стали типографией для листовой печати полноцветной продукции. В этом направлении мы постоянно продолжаем усиливать нашу техническую базу и вводить новые мощности. На стадии запуска – Rapida 104, машина не новая, но полноформатная, позволяющая печатать в 6 красок. В ближайшее время после окончательной доводки будем печатать и на этой машине. С точки зрения печати современных высокохудожественных изданий, мы начинаем работать достаточно успешно. Появляется все больше и больше полиграфической продукции, которую раньше «Печатный двор» не выпускал. После закрытия Типографии им. Ивана Федорова, многие крупные клиенты этой типографии остались как заказчики в Санкт-Петербурге. Наша задача, и я надеюсь на это, привлечь их на нашу полиграфическую базу, а не отпускать на производства других регионов, в первую очередь зарубежных фирм-производителей. Известные издательские брэнды должны работать на российском рынке. Нам для этого, среди основных критериев, нужно достичь высокого уровня качества. На «Печатном дворе» мы достаточно усилили допечатную подготовку, печать, отделочные процессы. Сейчас требует переоснащения переплетная составляющая выпуска печатной продукции. Мы готовы серьезно выходить на рынок журналов, и работать с издательствами, которые выпускают по нескольку ежемесячных или еженедельных журналов, но нам надо переоснастить переплетно-брошюровочные линии. Это пригодится и для производства книг. При этом совершенно не обязательно приобретать новые линии, хотя, конечно, хотелось бы... После запуска Komori на предприятии вырос коэффициент сменности работы оборудования. Он уже больше двух. Мы производим все больше и больше листажа, который требует дополнительных мощностей фальцевальных машин. Мы установили и освоили две новые фальцевальные машины, но нужно, чтобы эти машины тоже работали круглосуточно. Лично меня, как топ-менеджера, радует, что количество смен становится больше. В скором времени окончательно запустим нашу компьютерную систему управления производством, которую мы давно готовили и разрабатывали. Надеюсь, что после запуска системы, мы оптимизируем количество ИТР и окончательно решим задачу контроля прохождения заказов в режиме on-line. По сути, типография стала другой не потому, что появилась листовая цветная печать нового уровня, а потому что изменился рынок. Если раньше для «Печатного двора» было достаточно делать миллионные заказы, то сейчас мы выполняем заказы тиражом от 1,5–2–3 тыс. экз. Средние тиражи – 6 тыс. экз.. «Печатный двор» стал типографией, которая работает с очень большим количеством заказчиков (более 150), заказов (более 400 в месяц), причем и на мелких тиражах. При таком потоке, основным вопросом становится грамотная, в режиме on-line, диспетчеризация и планирование. Мы стали типографией, которая планирует сейчас все. Если раньше планировали только производственный цикл, то теперь планируем приобретение сырья, в первую очередь бумаги, и всех материалов. Мы не закупаем впрок, не набиваем склады, а покупаем ровно столько, сколько нужно на данный момент. Принять такое решение нас подтолкнула жизнь, потому что ежемесячно достаточно крупную сумму денег мы отдаем за лизинг оборудования, которое приобрели. И планируем приобретать еще. В ближайших планах приобретение машины для УФ-лакирования при отделке обложек для переплетов. Не снижается уровень запроса заказчиков применять этот вид отделки, а сейчас мы выполняем лакирование по кооперации. И слишком много теряем, как с точки зрения денег, так и, самое главное, с точки зрения производственной оперативности. Бывают моменты, когда выгоднее купить самому машину, чтобы операционные затраты снизить до минимума.

НП: Какой стратегии Вы придерживаетесь в перестройке производства?
С.В.: Планирование всего. Именно для этого мы все больше компьютеризируем наше производство. Извините за не совсем уместное определение, но нам нужно интерактивное управление. Время выработки управленческого решения и отчет о его выполнении должно быть сведено к минимуму. При этом конечно, первичная аналитика максимально проводиться машиной, а за человеком остается самое главное – выбор стратегии или, если хотите, сценария. От менеджмента эта реорганизация потребует огромных усилий, но только это и постоянное обновление технологий позволит нам выиграть у периферийных типографий с низким уровнем средней зарплаты. После запуска Komori, в конце прошлого года реализован контракт по двум фальцевальным машинам, технологические возможности которых позволяют обрабатывать отпечатанные на Komori листы-оттиски, установлено два новых ниткошвейных автомата, ранее – машина для горячей припрессовки пленки, позолотный пресс и другое оборудование. Плюс к этому, мы используем то, что нам разрешил собственник: сдаем в аренду все свободные площади. Уменьшаем потери на логистике – для этого перемещаем территориально целые производства и цеха. Сейчас будем изменять систему складирования. Мы ликвидировали высокую печать, поскольку заменили ее цветной офсетной, и сделали в этом помещении склад готовой продукции. Переместили бумажный склад так, чтобы он находился в одной климатической зоне, по крайней мере, с Komori. А самое главное – мы переходим к стеллажно-паллетному хранению, как листовой, так и готовой продукции. Продукция будет упаковывается в паллеты, обтянутые пленкой, при этом пачки с книгами не разбиваются, не разваливаются, а загрузка машин готовой продукцией происходит в минимальные сроки. Предприятие имеет хорошую загрузку. Недавно мы на некоторое время просили издателей согласовывать графики выпуска книг, потому что производство было перезагружено на 120%. Приходилось вводить новые смены, чтобы выполнить заказы. Это результат продуктивного менеджмента и того, что пришли профессиональные менеджеры, с которыми хочется вести диалог и работать.

НП: Как происшедшие изменения сказались на условиях труда?
С.В.: Для бригад в этом году впервые ввели коллективный отпуск летом с учетом сезонности поступления заказов. Например, из 4-х машин в работе остаются две. То есть на 50% ресурсы сокращаются. За это время машины проходят плановое ТО. И так по графику. При этом сохраняется режим плановости, тщательнее, без помех восстанавливается оборудование. Коллектив у нас со своими традициями, сплоченный, люди стараются выполнять свою работу. Средняя заработная плата сейчас составляет 13,5 тыс. рублей. Лучшие операторы и печатники могут получать до 50 тыс. рублей и выше. Но, к сожалению, если говорить о руководителях среднего звена, то есть о таких, которые уже все имеют: квартиру, дачу, вырастили детей – им не всем хочется напрягаться. Приходится применять экономические факторы, завязанные на результат, объясняя, что хоть до пенсии и осталось несколько лет, проблема хлеба насущного с этим не закончится, и т.п. В общем, если подытожить, внедряем простую и понятную схему: создаем нормальные условия труда – получаем наибольшую прибыль – оплачиваем новое оборудование – привлекаем заказчиков новыми технологическими возможностями.

НП: Расскажите, пожалуйста, в какой стадии находится приватизация предприятия?
С.В.: На основании распоряжения Правительства Российской Федерации предприятие уже год является открытым акционерным обществом. Мне доверили право стать членом совета директоров, что рассматриваю и как большую честь, и как ответственность за будущее коллектива «Печатного двора». Сейчас нам нелегко, поскольку приходится выкупать оборудование по лизингу, и это не маленькие суммы. Погашение лизинговых платежей, прежде всего, осуществляем за счет доходов от производства. Есть и дополнительные источники, например, аренда. Но и здесь, чтобы получать деньги, их надо было сначала вложить в переустройство помещений. По нашим расчетам, все затраты по подготовке помещений должны окупиться к осени. Сейчас 100%-й пакет акций находится у государства. Следующий этап – приватизация. Как она пройдет, никто не знает. Лично мне хотелось бы – по-умному, чтобы сохранить и типографию, и коллектив. А уж кому типография будет принадлежать, дело собственника. Одно могу сказать уверенно, невозможно, чтобы «культурная столица» оставалась без своей крупной книжной типографии. На мой взгляд, только культурный человек является основой экономики, может осваивать современные технологии и правильно себя позиционировать в изменяющемся мире. Поэтому я уверен, что основанный в 1827 году «Печатный двор» будет жить. Я его 35-й директор, хочется верить, что у этой типографии будут и 36-й, и 37-й, и многие другие директора...

НП № 7, апрель 2007


Возврат к списку

Copyright 2016, «Новости Полиграфии»