Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС 77-60096 от 10 декабря 2014 года.
Издается с 1995 годаТелефон редакции: (495) 504-21-87

Drupa 2016
Drupa 2016
Отраслевое соглашние

(НП № 9, май 2006)

“Печатный двор” им. А.М. Горького: традиции святы, качество неизменно

О директоре
По своему характеру, амбициям и устремлениям, а главное – по своим действиям Сергей Викторович Владимиров принадлежит к новому поколению топ-менеджеров в полиграфии. Когда он пришел на “Печатный двор”, то имел опыт работы в рыночных структурах, а не на государственном предприятии, деятельность которого строго регламентируется скорее ограничениями со стороны государства, чем помощью. Это не помешало ему развивать предприятие, оптимизировать производственные процессы, создать современную структуру менеджмента. Неординарный человек, он всегда выбирает свой, нехоженый другими путь, в основе которого выверенный расчет, цель которого оптимальный результат. Неудивительно. Сергей Викторович окончил знаменитый матмех Ленинградского государственного университета. За период руководства типографией успел получить второе высшее образование (с отличием) по специальности “экономика и управление на предприятии” в Московском государственном университете печати, и даже поступить в аспирантуру МГУП. Назначение на “Печатный двор” С.В. Владимиров получил, работая в Москве заместителем директора ФГУП “Полиграфические ресурсы”, хотя его родной город – Санкт-Петербург. Здесь он родился в семье коренных петербургских интеллигентов, учился в художественной школе, с отличием окончил техническое училище по специальности “оператор-программист ЭВМ” и, как настаивали родители, мог без проблем поступить в институт. Он решил по-своему и в военкомате попросил направить его в школу ДОСААФ. Полет из поднебесья с парашютом, преодоление себя и азарт свободного падения определили его службу в ВДВ. Сергей Викторович до сих пор считает, что армия нужна для настоящего мужчины. Патриотизм, воля, мужество, надежность – для него не просто понятия, а часть его жизни и характера. После армии сержант воздушно-десантных войск Сергей Владимиров не позволил себе расслабляться и сразу поступил в ЛГУ. Студенческие отряды, общественная работа в профбюро факультета и комитете комсомола не помешали ему получить высокий балл в дипломе и поступить там же в дневную аспирантуру. Вероятно, было время для сомнений, чем заниматься – наукой или политикой, потому что в аспирантуре его избрали освобожденным секретарем комитета ВЛКСМ ЛГУ. В то время это было и престижно, и перспективно, но... в СССР началась перестройка. А для него – приглашение на работу в международную молодежную туристическую организацию “Спутник”, которая тогда переживала не лучшие времена, и он смог оправдать оказанное доверие. Сергей Викторович и дальше занимался организацией внешнеэкономической деятельности в различных фирмах: бельгийских, английских. Открыл собственный бизнес, довольно успешно. Как у всех, был и кризис 1998 года, и преодоление его потерь. Приход в полиграфию был постепенным. Как рассказывает Сергей Викторович: “Решать новые оптимизационные и логистические задачи мне предложил мой друг Кирилл Борисович Филиппов, на тот момент заместитель министра печати и массовых коммуникаций, и пригласил в Москву. Это было связано с работой базы “Полиграфических ресурсов” “Одинцово”. Я имел свой бизнес, франчайзинг, и проблема была похожа на те вопросы, которые я решал каждый день. Было несложно разобраться. По ходу мне удалось решить еще несколько задач”. И позднее К.Б. Филиппов поддержал кандидатуру С.В. Владимирова, когда решался вопрос о новом руководстве “Печатного двора”. Приступая к работе на “Печатном дворе”, Сергей Викторович правильно выстроил политику вхождения в коллектив, начав с позитивных перемен, которые стали заметны каждому работнику, спокойно, не без сомнений со стороны работающих, но уж точно без надрыва и скандальных увольнений. Сергей Викторович Владимиров часто подчеркивает, что он русский человек, монархист по убеждениям, и человек верующий, православный. При этом убежден, что, независимо от веры, душу все получают в одном месте, но распоряжаются ею все по-разному, часто забывая о ней – главном богатстве – по мнению Сергея Викторовича: “Когда наша душа уходит из этого мира, она не может забрать ни личное время, которое потрачено до смерти, ни личное здоровье, которое утрачено со смертью, тем более материальное богатство. Она забирает только духовное. Если я в этой жизни занимаюсь творчеством, созиданием добра и любви, то это тот духовный опыт, ради которого моя душа пришла в этот мир. И это главное для меня. Извините за банальность, но в морге мы все будем лежать голые, и там будет уже важно не сколько ты нажил, а как ты жил. Я очень рад, что попал на “Печатный двор”. Здесь окончательно сформировалась моя жизненная философия, и все, чем мне приходилось и приходится здесь заниматься, сводится к творчеству и созиданию”.

О кадрах, структуре и технологии
С.В. Владимиров говорит, что “первые полтора года работы в “Печатном дворе” слышал персональные вопросы и разговоры людей о том, что пришел сюда “нездешний” разорить предприятие, обанкротить и “набить свои карманы”. Только в последний год печатнодворцы окончательно поверили, что я не собираюсь этого делать. И если мне предложат это сделать, то я просто уйду отсюда. Моя цель и задача развивать экономику предприятия, чем я сейчас и занимаюсь. На “Печатном дворе” я увидел, что материально-техническая база предприятия в совершенно нормальном состоянии, а специалистов, способных выполнять новые необходимые преобразования, очень мало. И сделал вывод для себя – можно попробовать”. “Я считаю, что в тех условиях Ф.В. Ли все правильно делал, – продолжает Сергей Викторович. – Сначала численность сотрудников предприятия была 2600 человек, потом ее надо было сокращать... Кто не делал этой работы, тот не представляет, насколько это трудно. Федор Всеволодович смог сделать сокращение так, чтобы остались люди, которые реально хотят работать и нужны на этом предприятии. И в этом его величайшая заслуга. Сложно развивать бизнес в плане наращивания, но еще сложнее его сокращать так, чтобы он остался жив”. Вполне понятно, что для решения своих управленческих задач С.В. Владимиров пригласил новых специалистов. “Так сложилось, что я встретил людей, которые мне интересны, симпатичны и оказались свободными на тот момент, и я смог пригласить их на предприятие”, – вспоминает он. Собралась команда единомышленников. Как сегодня говорит Владимиров, он сегментировал предприятие, создал сектор коммерции и продаж, сектор логистики, службы экономики и развития, обеспечения качества, эксплуатации электронного оборудования и другие. Он начал делать предприятие рыночным. Важно было существенно изменить структуру поступления заказов, изменить систему работы с клиентами, поэтому он создал отдел продаж и приемки заказов, отдав предпочтение молодым менеджерам, которые работают сейчас в единой цепочке с технологами. Сейчас создается новый отдел препресса, который заменит все допечатное производство. Монтаж изданий и спуск полос будут производиться только в электронном виде, а перед выходом изданий в свет в некоторых случаях издатель сможет получить сигнальный экземпляр, изготовленный на плоттере. После согласования монтаж издания будет выводиться на СtP и поступать в печать. В этом году технология СtF станет прошлым для “Печатного двора”. Очевидно, что и для заказчиков это выгодно, так как снизится себестоимость, уменьшится время подготовки к печати. Как видно, это уже не только изменение структуры управления, а совершенствование технологии, вывод ее на современный уровень, а значит, повышение конкурентоспособности продукции и предприятия в целом.

Продукция, выпускаемая “Печатным двором”
По данным статистики федерального уровня, доля “Печатного двора” на рынке составляет 6% от общего объема изготовленной книжной продукции, и в Санкт-Петербурге он выпускает больше всех книг и брошюр. Что печатать – обычно определяют издательства, но здесь гордятся тем, что выпускают собрания сочинений М. Булгакова, И. Бродского, С. Довлатова, А. Солженицына, внося свой вклад в сокровищницу мировой культуры. С увеличением объемов листового офсета типография все больше завоевывает рынок цветной печати. Последнее время типография печатает много духовной литературы. Здесь увидели свет труды по толкованию Священного Писания – “Святитель Феофан Затворник: 118 псалом”, молитвослов “Свет во тьме”, “Чтобы молитва не была во грех” Иоанна Кронштадтского, “Закон Божий. Руководство для семьи и школы” Серафима Слободского. “Печатный двор” лучше других типографий выполняет операции по изготовлению объемных широкоформатных изданий, и издатели отдают заказы такого типа именно этому предприятию. Всем известны “Большой энциклопедический словарь”, “Кодекс законов Российской Федерации”, “Современная медицинская энциклопедия”. Для полиграфистов важнее предложить издателям новые технологические приемы, меняющие традиционные представления о внешнем оформлении книги. Среди таких новшеств “Печатного двора” – изготовление книг в полужестком (интегрированном) переплете без картонной сторонки, известном как переплет № 10, книг в мягкой обложке с одним и двумя клапанами, с одним клапаном или карманом для вкладок (Kluge). Кроме глянцевого и матового ламинирования, при отделке переплетов и обложек издатели все чаще применяют гренирование – создание на пленке рельефной структуры “под лен” одновременно с ламинированием (Billhofer-iMTS78). При тиснении фольгой в два цвета за один прогон заказчики уже используют в оформлении переплетов большие “зеркальные” площади (Geba 77/35), получается очень качественно.

Переоснащение
В конце января этого года на технологической конференции, куда были приглашены партнеры “Печатного двора”, руководством типографии был представлен план технического переоснащения предприятия и как это изменит к лучшему потребительские качества книжно-журнальной продукции. Предполагаемая сумма приобретения нового оборудования составляет 8 млн долларов. Это уже шестая по счету в современной истории предприятия модернизация. Сущность явления заключается в том, что это не просто покупка нового оборудования, а создание качественно новой типографии и комплексное обновление всех участков производства, от препресса до отделочных процессов. Оборудование, устанавливаемое на производстве, представляет собой самые совершенные автоматизированные системы. В начале 2006 года запущен в производство комплекс CtP Fujifilm Luxel Vx9600. Эта технология снижает сроки прохождения заказов, повышает качество печати, исключая стадию пленочной технологии, хотя и на пленку типография выводит уже электронные спуски полос в программе Preps. Система изготавливает полностью готовые для печати формы (32 в час, формат до 1160х960 мм). В конце 2004 года приобретено оборудование для изготовления полужестких крышек (интегрированный переплет) и обложек с клапанами – фальцевально-склеивающий аппарат Kluge: форматы изданий от 60х90/32 до 60х90/8, бумага 100–400 г/м2. В 2005 году установлен пресс Geba 77/35 фирмы Baier с вертикальным зажимом штампа без ограничения толщины запечатываемого материала. Он расширил форматы печати, обеспечивает тиснение фольгой двойным ходом в два цвета, получение блинтового и конгревного изображения: формат запечатываемого материала 500–730 мм, max ширина фольги 500 мм. Тогда же была закуплена машина для горячей припрессовки пленки к покровному материалу переплета Billhofer-iMTS78: max формат листа 780х1140 мм, min – 210х210 мм. Машина оснащена дополнительной секцией под гренирование. Печатнодворцы не без гордости отмечают, что в России сейчас установлен лишь один такой аппарат. Все это результат эффективной деятельности предприятия.

Компьютеризация и Workflow
С 2004 года на “Печатном дворе” запущена в эксплуатацию локальная вычислительная сеть с мощными серверами. За год было закуплено и установлено 115 новых компьютеров. ЛВС охватывает все подразделения, включая производства и склады, а оптико-волоконная линия, которая подведена к предприятию, обеспечивает скоростной Интернет, электронную почту и оптико-телефонию. Типографию обслуживает своя цифровая мини-АТС. Еще одним технологическим новшеством является концепция современного программного обеспечения для контроля над использованием материальных ресурсов (вплоть до кладовых на производстве), мониторинга прохождения заказов и управления предприятием в режиме реального времени. Система мониторинга производства позволяет круглосуточно контролировать загрузку печатных машин и прохождение заказов, а контроллеры могут быть установлены на любое оборудование, как самое современное, так и устаревшее. Предполагается, что для заказчиков в ближайшее время будет реализован удаленный доступ, который позволит им следить за ходом выполнения своих заказов.

Планы и перспективы
В июне этого года типография приступит к установке и освоению печатной машины фирмы Komori для одновременной двусторонней печати Lithrone Super Perfektor: max формат бумаги 820х1130 мм, толщина запечатываемого материала 0,04–0,2 мм, скорость 13000 л.-отт./час. С этой машиной у предприятия появятся новые возможности печати цветных иллюстрированных книг и журналов на тонких бумагах. Большие надежды возлагает на Komori и сам Сергей Владимиров, предполагая, что с запуском этой машины типография сможет существенно снизить цены на продукцию, отпечатанную в полноцветном исполнении. Таким образом, типография сможет самостоятельно повлиять на рынок и получить большое количество заказов на печать, например, учебников. На сегодняшний день это приоритетная задача “Печатного двора”. Еще один сегмент – малотиражные журналы, их печать благодаря новой печатной машине станет гораздо более выгодной и конкурентоспособной. Третий сегмент, в котором заинтересован “Печатный двор”, – это компьютерная литература для специалистов и пользователей. Станет возможна печать данного вида литературы не в одну краску на дешевой газетной бумаге, как это в основном делается, а на офсетной бумаге плотностью от 40 г/м2 и в полноцвете. Для успешной работы с листами, отпечатанными на Super Perfektor, подписан и выполняется контракт на поставку фальцевальной машины MBO T900, форматные возможности которой позволяют обрабатывать любую печатную продукцию с Komori (max формат 910х1300 мм, 4 фальцсекции). Этот контракт предусматривает поставку двух ниткошвейных автоматов Aster 2000 Meccanotecnica: max формат тетрадей 320х420 мм, плотность бумаги 45–160 г/м2. 10 швейных автоматов обеспечивают шитье тетрадей в 2, 3, 4 сгиба как со шлейфом, так и без него.

Социальные вопросы
На “Печатном дворе” своя система социальной поддержки работников предприятия. Прежде всего, это помощь родителям-одиночкам и многодетным семьям, которым ежемесячно выплачивается пособие на каждого ребенка до 16 лет. С.В. Владимиров считает, что для предприятия это не слишком большая нагрузка, но с точки зрения нравственности это очень правильно. По его мнению, поддержка материнства в стране должна стать государственной задачей. Здесь по-прежнему активно работает профсоюзный комитет, и С.В. Владимиров говорит, что это большая помощь для него как руководителя предприятия. Ведь при административном управлении руководитель может вынести решение, которое будет оттранслировано, но воспринято неправильно, а он об этом должен знать как можно быстрее, чтобы вмешаться и внести необходимые разъяснения или корректировки.

Акционирование
На основании распоряжения собственника – Российской Федерации – ФГУП “Печатный двор” им. А.М. Горького 20 апреля 2006 года было реорганизовано в Открытое акционерное общество. В будущем последует приватизация (продажа) предприятия. У многих сложное отношение к этому вопросу: созданная почти 180 лет назад для государственных нужд типография в наше время государству стала не нужна. Предприятие находится в Петроградском районе – историческом центре Санкт-Петербурга, занимает целый квартал, и не один инвестор, возможно, на него претендует. Но у директора на это есть своя позиция. Он не против того, чтобы перевести предприятие на другую площадку, но “только не в чистое поле, чтобы это все сгнило и пропало”. Его желание, как главного менеджера, под эту собственность найти инвестора, построить новую площадку в пределах кольца, спокойно перевезти туда оборудование, и, самое важное, в спокойном режиме перевести трудовой коллектив, максимально его сохранив. При переезде, очевидно, будут потери в людях. Но генеральный директор “Печатного двора” глубоко убежден, что сможет, если ему доверят, это сделать. При этом есть возможность подготовить хороший технический проект. “Надо только, чтобы собственник этого захотел, мы сделаем грамотный проект, я уверен в этом, – говорит С.В. Владимиров. – Если мне поручат, то мы сможем отстроить, перевести и запустить предприятие на новом месте”.

История
“Печатный двор” имени А.М. Горького в Санкт-Петербурге – не обычная типография: это уникальное предприятие с богатой историей, традициями отечественного книгопечатания и опытными специалистами. В 2007 году типография отметит знаменательное событие – 180 лет со дня основания. Основная идея, объединяющая всех, кто здесь работает: “Традиции святы, качество неизменно”. Это не случайно – традиции “Печатного двора” берут свое начало со времен императора Николая I. В 1827 году высочайшим указом была основана Типография II отделения Собственной его императорского величества канцелярии, в 1882 году переименованная в Государственную типографию, с целью выпуска первого свода российских законов, важнейших документов царской канцелярии и государственных учреждений Российской империи. Первое “Полное собрание законов Российской империи” состояло из 45 огромных томов в 48 книгах, отпечатанных в четвертую долю листа в два столбца общим тиражом 1200 экземпляров. Это было поистине масштабное предприятие, ведь до того момента Россия еще не знала изданий такого объема и такого тщательного и строгого оформления. Название “Печатный двор” типография получила 7 ноября 1922 года, унаследовав свое имя от первой русской печатни в Москве, созданной Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем. Тем самым подчеркивалась особенность типографии – преемственность и почтение к высоким традициям мастеров русского печатного дела. Год за годом наращивая свои темпы и мощности, “Печатный двор” давал стране необходимые книги – учебники, художественную литературу, собрания сочинений, политические издания, соответствующие новой идеологии и доступные массовому читателю. В октябре 1972 года на базе типографии было создано первое в полиграфии Ленинградское производственно-техническое объединение “Печатный двор” имени А.М. Горького, которое в 1992 году стало Государственно-производственным предприятием, в 2001 году реорганизовано в Федеральное государственное унитарное предприятие, а с 20 апреля 2006 года преобразовано в Открытое акционерное общество “Печатный двор” им. А.М. Горького. В 70-е годы на “Печатном дворе” стали активно внедрять фотонабор и офсетную печать, были построены очистные сооружения. А в начале 90-х годов – в нелегкие времена перемен и тотального разрушения сложившейся экономики – типографии удалось не только удержаться на плаву, но и самостоятельно приобретать необходимое ей оборудование. Говоря о состоянии предприятия в наши дни, нельзя не отметить деятельность Федора Всеволодовича Ли, занимавшего должность генерального директора с 1979 по 2003 год, и Сергея Викторовича Владимирова – ее сегодняшнего руководителя, который возглавляет “Печатный двор” с 26 февраля 2003 года, 35-го директора в истории типографии. Приняв решение проводить реформы в “Печатном дворе”, он не прогадал и проявил себя в качестве опытного организатора. С.В. Владимиров сформировал собственную команду, отобрав наиболее способных, имеющих опыт работы в рыночных условиях сотрудников, сохранив при этом костяк квалифицированных кадров. Будучи умелым менеджером, он смог заинтересовать людей работой и обеспечить им достойные условия труда, что особенно важно в наше время.

НП № 9, май 2006


Возврат к списку

Copyright 2016, «Новости Полиграфии»